/ / Новости Федерации Бокса
140 боев на ринге и 140 боевых вылетов. История Владимира Когана
140 боев на ринге и 140 боевых вылетов. История Владимира Когана

140 боев на ринге и 140 боевых вылетов. История Владимира Когана

Новости Федерации Бокса
  06.05.2022
На сей раз Федерация бокса России в рамках проекта, посвященного 77-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, расскажет о судьбе стрелка-радиста бомбардировочной авиации и известного белорусского боксера Владимира Когана.

Владимир Коган (1920–1995) – знаменитый белорусский боксёр и тренер, выходец из одной из самых «спортивных» семей в Белоруссии. Все четверо братьев являлись чемпионами Белоруссии в разных видах спорта.

Владимир Коган стал широко известен в республике, когда семнадцатилетним юношей победил в чемпионате БССР по боксу среди взрослых. К боксу Владимир приобщился благодаря своему старшему брату Матвею. Их тренировал сначала Николай Цырлин (чемпион республики 1935 г.), а затем Михаил Панасюк. Три года подряд братья становились чемпионами республики.

В годы войны Владимир Коган совершил 140 боевых вылетов в качестве стрелка-радиста бомбардировочной авиации, дошёл до Берлина.

На ринге провёл 140 боёв – вот такое странное совпадение. А ведь каждый вылет мог оказаться
последним...

В своей книге «Ринг зовёт», изданной в Минске в 1990 году, Владимир Коган вспоминает:

«Практически всю войну провёл в бомбардировочной авиации. Видел всякое. Видел, как горели самолёты моих боевых товарищей, участвовал в бомбардировке Берлина, когда мы уже безраздельно господствовали в небе, наблюдал, как под нашими ударами горели аэродромы, склады, эшелоны врага. Мне пришлось воевать на разных фронтах. Участвовал в обороне Москвы. Бомбил танковые колонны Гудериана, воевал на Северо-Западном фронте, в Заполярье. Летал и днём и ночью, хотя в то время ночные полёты были доступны весьма ограниченному числу экипажей.

Надолго в моей памяти сохранились воспоминания о дневной бомбёжке станции Осуга, на которой скопилось много вражеских эшелонов с техникой. Наши бомбардировщики без прикрытия прорвались к станции и нанесли мощный боевой удар. Горели эшелоны врага, но горели и наши самолёты. Я летал в то время в экипаже Вахненко. Он и штурман Татаренков, люди отчаянные, прекрасные специалисты, вносили в выполнение любого задания какую-то особую дерзость. Так было и в этот раз. Отбив атаку истребителей, мы сфотографировали станцию и сбросили листовки. Бомбёжка станции Осуга, выполненная на «отлично», была отмечена на страницах фронтовой газеты. Были сказаны добрые слова и в адрес нашего экипажа.

В конце 1944 года наш полк, находившийся в Заполярье, получил приказ сменить боевые машины Ил-4 на современные ТУ-2. В начале января 1945 года вместе с группой лётчиков и техников во главе с командиром полка А. Ф. Артёмовым я попал в Москву. И тут неожиданно встречаю В. Шкоду, известного боксёра из Киева, с которым мы виделись до войны. Он рассказал мне, что на стадионе «Динамо» боксёры под руководством Анатолия Булычева готовятся к чемпионату Москвы. Я обратился к командиру полка за разрешением посещать тренировки. Булычев, впоследствии заслуженный тренер СССР, отнёсся ко мне с большим вниманием и дал много полезных советов.

Больше месяца тренировался я в специализированном боксёрском зале. Но вскоре, получив ТУ-2, мы должны были покинуть Москву. Чемпионат начинался буквально через несколько дней. Очень хотелось выйти на ринг. Я сказал об этом командиру и получил разрешение на участие в первенстве.

Выступил в турнире чрезвычайно удачно, победив в первом бою мастера спорта Анатолия Степанова (одного из трёх братьев Степановых, очень много сделавших для развития бокса в нашей стране). Это для специалистов явилось неожиданностью, ну а победа в финале над чемпионом СССР Василием Чудиновым стала уже настоящей сенсацией.

Чудинов, по характеру мягкий и добрый человек, на ринге преображался. Очень хлёсткий удар справа («хлыст» Чудинова), длинный свинг, напоминающий удар кнутом, в конце которого зашит свинец (кулак), приносил ему досрочные победы во многих боях. За годы моего выступления на ринге я дважды встречался на ринге с Василием Чудиновым, и оба раза победы доставались мне в очень трудной борьбе. А выиграв тот первый наш поединок, я стал чемпионом Москвы в полутяжёлом весе. На следующий день уехал в свой полк. Утром успел купить несколько экземпляров «Правды» с отчётом о чемпионате столицы и списком чемпионов.

В полку началась обычная боевая жизнь. Вылеты на бомбардировку хорошо укреплённых Зееловых высот на подступах к Берлину. Правда, в 1945 году летать стало намного легче, чем в начале войны. Во-первых, хорошо наладилось прикрытие истребителями, во-вторых, гораздо мощнее Ил-4 стали новые ТУ-2. много лет прошло с тех пор, но и сейчас я отчётливо помню то ощущение близости победы, когда каждый вылет делал её ещё более досягаемой.

В двадцатых числах апреля 1945 года меня неожиданно вызвали к командиру полка. Явившись, я увидел, что он держит в руках какую-то бумагу с печатями. Это был приказ о моём переводе в авиабригаду МВД СССР. В связи с близкой победой над врагом Советское правительство решило отозвать с действующих фронтов известных спортсменов, артистов, инженеров, чтобы готовиться к мирной жизни. Моя неожиданная победа в чемпионате Москвы привела к тому, что я тоже был отозван с фронта.

На соседнем аэродроме базировался 815-й авиаполк, который летал бомбить Берлин. В одном из экипажей не оказалось воздушного стрелка. Командир предложил лететь мне. И вот мы над Берлином. Огромный город горел. Наши самолёты наносили по нему удары. Авиация фашистов оказалась к тому времени подавленной, аэродромы врага разбиты, только средства наземной обороны ещё оказывали сопротивление.

Отбомбившись, мы прибыли на аэродром. На фюзеляже и крыльях самолёта было множество пробоин, но никто из экипажа не пострадал. Попрощавшись с ребятами, я в тот же день вылетел в Москву. Это было 22 апреля. Прибыв в столицу, сразу же приступил к серьёзным и активным тренировкам. Из рядов Вооружённых Сил я ещё не был демобилизован, но уже действовал приказ обеспечить спортсменам условия для тренировок. Я жил в маленькой комнате при стадионе «Динамо». В ней стояла одна узкая кровать. Моя одежда – это старая военная форма, в которой прилетел в Москву. Но рядом был зал, были ребята, ещё молодые, но уже прошедшие войну».

В 1946 году Коган становится победителем Всесоюзного первенства общества «Динамо». В этом же году Владимир демобилизуется и возвращается в Минск, где работает тренером по боксу в Окружном Доме офицеров. При этом продолжает выступать в соревнованиях: серебряный призёр Всесоюзного первенства 1947 и 1948 гг., чемпион БССР 1947, 1949 и 1950 гг.

В 1949 г. Владимир Коган стал первым белорусским боксёром, получившим золотую медаль чемпиона СССР. В том же году ему присваивают звание заслуженного мастера спорта и включают в сборную команду СССР.

За 32 года профессиональной тренерской работы В. Коган подготовил 40 мастеров спорта СССР. Его учениками были известные в СССР боксёры Борис Прупас (семикратный чемпион республики, бронзовый призёр СССР), Николай Белых (шестикратный чемпион республики), Алексей Засухин (чемпион СССР, трёхкратный чемпион республики, вице-чемпион Европы) и многие другие. Всего В. Коган подготовил 120 (!) чемпионов БССР, многие годы возглавлял сборную республики.


АВТОР – СЕРГЕЙ КОНЕНКИН

Возврат к списку